scoop-history

SCOOP – оставляя след

в расследовательской журналистике

First SCOOP network meeting in Belgrade 2005. Henrik Kaufholz (left) from the Danish Association for Investigative Journalism listens together with Milorad Ivanovich, SCOOP coordinator for Serbia.

 Первая встреча SCOOP в Белграде в 2005 году. Хенрик Кауфхольц (слева) из Датской ассоциации журналистов-расследователей (FUJ) слушает выступления коллег вместе с Милорадом Иванович, координатором SCOOP из Сербии.

SCOOP появился в Украине в 2003 году с четким осознанием того, что несмотря на множество тренингов для СМИ по расследовательской журналистике, заметных результатов было по прежнему мало. Одних тренингов было явно недостаточно — местным журналистам также нужно было финансирование для проведения расследований и поддержка более опытных коллег.

Члены Датской ассоциации журналистов-расследователей были ответственными за большинство тренингов. В сотрудничестве с местными журналистами, они создали программу поддержки не СМИ в целом, а журналистов в индивидуальном порядке или небольших групп журналистов, у которых были хорошие идеи для проведения расследования.

Идея изначально возникла у Валентины Теличенко, украинской активистки, которая и озвучила её двум представителям общественной организации «Международная поддержка СМИ» (IMS) во время миссии по расследованию фактов в Украине в 2002 году. Она стала первым национальным координатором SCOOP в Украине.

На начальном этапе планировалось покрывать большую часть Восточной Европы и Балканы. Поэтому для проведения первой встречи, которая состоялась в Киеве в начале января 2003 года, мы связались с нашими коллегами из Восточной и Юго-Восточной Европы. Учредителями были Стефан Кандеа из Румынии, Милорад Иванович из Сербии, Зоя Димитрова из Болгарии, Олег Хоменок и Валентина Теличко из Украины, из  Датской ассоциации журналистов-расследователей приехали Анне Хаубек, Бригит Альфтер и Хенрик Хауфхольц, а из Международной поддержки СМИ — Мартин Бреум. Вся группа могла бы легко поместиться в гостинной.

Валентина Теличко стала первым украинским координатором, а Хенрик Кауфхольц — первым координатором программы. Позднее Олег Хоменок принял должность координатора в Украине и на сегодняшний день всё ещё занимает эту позицию. Хенрик Хауфхольц по прежнему Датский координатор по Украине, так что SCOOP в Украине до сих пор курируется людьми, которые его основали!

IMS  предоставила грант в размере $ 10,000, чтобы проверить идею в работе, и мы приняли решение профинансировать на эти деньги три журналистских расследования. Одно из Одессы — о выпуске детской порнографии, его можно найти  на украинском языке и на английском языке.

Good moods in Budapest 2007. Oleg Khomenok is still coordinator for SCOOP in Ukraine and a busy trainer.

 Хорошее настроение в Будапеште в 2007 году. Олег Хоменок все еще координатор SCOOP в Украине и активный тренер.

Все три расследования оказались успешными и Датское Министерство иностранных дел решило предоставить грант на сумму 80,000 евро для журналистских расследований в Украине, Румынии, Болгарии и странах Западных Балкан. Управление грантом осуществлялось Датской Ассоциацией журналистов-расследователей (FUJ), которая позднее также курировала следующий грант от министерства в размере 100,000 евро.

Сеть расширяется 

Институт «Открытое общество» в течении многих лет финансировал проведение двух региональных конференций в Будапеште, и мы пригласили всех журналистов, которые получили поддержку SCOOP, представить свои расследования. Благодаря этому возникла сеть журналистов-расследователей в Восточной Европе и существенно улучшилось межгосударственное сотрудничество.

В 2007 году, когда Румыния и Болгария вступили в Евросоюз, Scoop не мог больше оказывать поддержку журналистам из этих стран, поэтому сосредоточился на Западе Балкан, Беларуси, Молдове и Украине. За эти годы в Украине были поддержаны около 100 журналистов, которые получили множество наград, а также в сотрудничестве с украинскими организациями, такими как Институт развития региональной прессы, былаи организованы ежигодные конференции при участии более 100 человек.

Поддержка коллег

Основой SCOOP всегда была равноправная поддержка, то есть сотрудничество между журналистами. В Дании, а позднее также и в Швеции, опытные журналисты на добровольных началах сотрудничали с местными координаторами, чтоб обеспечить редакторскую независимость решений по грантам и как можно лучше соответствовать местным потребностям.  В некоторых случаях сотрудничество также способствовало тому, чтоб о расследованиях узнал как можно больший круг читателей, для чего они были опубликованы также в Дании или других странах Западной Европы.

A SCOOP-supported team won the prestigious Golden Shining Light Award in 2010. Vitalie Calugarearenu, Vlad Lavrov, Stefen Candea, Dumitru Lazur, and Irina Codrean exposed how the former president of Moldova abused his power to enrich himself and his family.

 Поддержанная SCOOP команда выиграла престижную награду Golden Shining Light Award в 2010. Витали Калугареарену, Влад Лавров, Штефен Кандеа, Думитру Лазур и Ирина Кордеан показали как бывший президент Молдовы злоупотреблял полномочиями в целях обогащения себя и своей семьи.

Этот подход оценили журналисты из стран Восточной Европы:

“Это был первый и единственный раз, когда люди, работающие над созданием программы поддержки медиа, были группой журналистов-добровольцев и интересовались у нас, местных журналистов из регионов, которым они хотели помочь, что нам необходимо, до того, как они приступили к работе», вспоминает Штефан Кандеа, соучредитель Румынского центра расследовательской журналистики. “И это был единственный раз, когда они слушали и призывали нас принимать решения самостоятельно и учиться на собственных ошибках. Это нас по-настоящему окрыляло.”

Смотрите список национальных координаторов и волонтеров

Международный фактор

Бюрократическая нагрузка управлением SCOOP становилась черезмерной для Датской ассоциации журналистов-расследователей (FUJ), у которой не было оплачиваемого персонала, поэтому Международная поддержка СМИ сменила FUJ для дальнейшего администрирования и фандрайзинга. Таким образом, с 2007 года SCOOP управляется в тесном сотрудничестве FUJ и IMS.

Из-за смены интернет провайдера наш архив еще далеко не завершен. Но по нашим оценкам нами было поддержано более 600 расследований во всем регионе за весь период времени, а Украина была самой активной.

Master class in SCOOP Russia - Swedish trainer Elisabeth Hedborg chats with reporter NN. Lina Zernova in the background.

 Семинар в SCOOP Россия в 2011 — шведский тренер Элизабет Хедборг общается с журналистом Сергеем Юдковым из Мурманска. Лина Зернова из Санкт-Петербурга на заднем фоне.

Список стран, где Scoop оказал финансовую поддержку для проведения журналистских расследований, довольно большой: Румыния, Болгария, Македония, Черногория, Косово, Албания, Босния, Сербия, Хорватия, Словения, Молдова, Украина, Беларусь, Россия, Азербайджан, Грузия, Армения, Таджикистан и Киргизстан. Следует добавить, что Scoop помог в создании сестринской организации, Арабские журналисты за расследовательскую журналистику (ARIJ) на Ближнем Востоке, Программа Африканских журналистских расследований (PAIR) в Западной Африке. SCOOP также организовал 7ую Глобальную конференцию журналистов-расследователей в Киеве в 2011 году.

На сегодняшний день, основная деятельность — SCOOP Россия, включающая программы грантов на Северо-Западе России — от Мурманска через Санкт-Петербург до Калининграда. Со Скандинавской стороны, Шведская ассоциация журналистов-расследователей (FGJ) присоединилась к FUJ и IMS. Со стороны России, мы тесно сотрудничаем с Региональным институтом прессы в Санкт-Петербурге.

Сейчас проходит вторая часть программы, которая финансируется Шведским агентством международного развития (SIDA) на сумму один миллион евро, и будет продолжаться до 2019 года. Маленькая организация, начавшая свой путь с гостинной в Киеве в 2003 году, оставила значительный след.

Бюллетень новостей

scoop-history

SCOOP –putting a fingerprint

on investigative journalism

First SCOOP network meeting in Belgrade 2005. Henrik Kaufholz (left) from the Danish Association for Investigative Journalism listens together with Milorad Ivanovich, SCOOP coordinator for Serbia.

First SCOOP network meeting in Belgrade 2005. Henrik Kaufholz (left) from the Danish Association for Investigative Journalism listens together with Milorad Ivanovich, SCOOP coordinator for Serbia.

SCOOP was born in Ukraine in 2003 in the realization that in spite of a lot of training in investigative journalism for the media, there were few visible results. Training was not enough – the local journalists also needed funds to make the investigations and they needed back-up from experienced colleagues.

Members of The Danish Association for Investigative Journalism (FUJ) had been involved in the training. In cooperation with local journalists, they started a program that supported not media, but individual journalists or small groups who had a good idea for an investigation.

The idea came from a Ukrainian activist, Valentyna Telychenko, who had mentioned it to two representatives from the International Media Support (IMS) on a fact finding mission in Ukraine in 2002. She was named the first national SCOOP coordinator in Ukraine.

From the outset we planned to cover most of Eastern Europe and the Balkans. So for the first meeting, held in Kyiv in early January 2003, we reached out to colleagues in Eastern and South Eastern Europe.The founding members were Stefan Candea from Romania, Milorad Ivanovic from Serbia, Zoya Dimitrova from Bulgaria, Oleg Khomenok and Valentyna Telychenko from Ukraine – from FUJ came Anne Haubek, Brigitte Alfter and Henrik Kaufholz, and from the IMS Martin Breum. The whole group could meet in a private living room.

Valentyna Telychenko and Oleg Khomenok became the first Ukrainian coordinators, Henrik Kaufholz the first program coordinator. Oleg Khomenok still holds the coordinator title today, and Henrik Kaufholz is still the FUJ responsible for Ukraine, so SCOOP in Ukraine is still managed by the people who started it!

The IMS gave a grant of $ 10,000 to test the idea, and with that money we decided to fund three investigations. One of them – from Odessa – about the production of child pornography can be found here in Ukranian and here in English.

Good moods in Budapest 2007. Oleg Khomenok is still coordinator for SCOOP in Ukraine and a busy trainer.

Good moods in Budapest 2007. Oleg Khomenok is still coordinator for SCOOP in Ukraine and a busy trainer.

All three investigations were successful, and the Danish Ministry of Foreign Affairs decided to give a grant of € 80,000 for investigations in Ukraine, Romania, Bulgaria and the countries in the West Balkans. This grant was managed by the Danish Association for Investigative Journalism (FUJ) and so was a later grant from the ministry of € 100,000.

The network is growing 

The Open Society Institute over the years funded two regional conferences in Budapest, and we invited all the journalists who had received SCOOP support to present their investigations. This helped to create a network of investigative reporters in Eastern Europe and improved cross border contacts substantially.

When Romania and Bulgaria joined the EU in 2007, Scoop could not support reporters from there anymore and concentrated on the West Balkans, Belarus, Moldova and Ukraine. In Ukraine, we have over the years supported more than 100 journalists, received numerous awards and have cooperated with Ukrainian organizations like the Regional Press Development Institute to arrange annual conferences with more than 100 participants.

Peer-to-peer support

The backbone of SCOOP has always been the peer-to-peer structure, meaning that this was a cooperation between journalists. In Denmark – and later also Sweden – volunteer senior journalists cooperated with the local coordinators to ensure the editorial independence of the grant decisions and that the local needs were being met as much as possible. In some cases the cooperation also helped the investigations to reach a larger audience when they were also published in Denmark or other Western European countries.

A SCOOP-supported team won the prestigious Golden Shining Light Award in 2010. Vitalie Calugarearenu, Vlad Lavrov, Stefen Candea, Dumitru Lazur, and Irina Codrean exposed how the former president of Moldova abused his power to enrich himself and his family.

A SCOOP-supported team won the prestigious Golden Shining Light Award in 2010. Vitalie Calugarearenu, Vlad Lavrov, Stefen Candea, Dumitru Lazur, and Irina Codrean exposed how the former president of Moldova abused his power to enrich himself and his family.

This approach was appreciated by the journalists in the Eastern European countries:

“It was the first and only time that the people building a media assistance program were a voluntary group of working journalists and actually asked us, the local journalists from the region they wanted to help, what we needed, before they started,” remembers Stefan Candea, co-founder of the Romanian Center of Investigative Journalism. “And it was the only time, when they listened and encouraged us to make decisions on our own and learn from our mistakes. That gave us wings.”

See a list of national coordinators and volunteers

An international factor

The bureaucratic workload by running SCOOP was becoming too much for FUJ, which has no paid staff, so the International Media Support stepped in both as  the administrative arm and fundraiser. So since 2007, SCOOP has been managed by FUJ and IMS in close cooperation.

Due to change of internet provider our archive is far from complete. But we estimate that we have supported more than 600 investigations in the whole region over the years – with Ukraine having the most activity.

Master class in SCOOP Russia - Swedish trainer Elisabeth Hedborg chats with reporter NN. Lina Zernova in the background.

Workshop in SCOOP Russia 2011 – Swedish trainer Elisabeth Hedborg chats with reporter Sergey Yudkov from Murmansk. Lina Zernova from St. Petersburg in the background.

The list of countries where Scoop has been funding investigative journalism is long: Romania, Bulgaria, Macedonia, Montenegro, Kosovo, Albania, Bosnia, Serbia, Croatia, Slovenia, Moldova, Ukraine, Belarus, Russia, Azerbaijan, Georgia, Armenia, Tajikistan and Kyrgystan. Add to that that Scoop has helped to start a sister organization, Arab Reporters for Investigative Journalism (ARIJ) in the Middle East and a sister organization, Program for African Investigative Reporting (PAIR) in Western Africa. SCOOP also organized the 7th Global Investigative Reporters Conference in Kyiv 2011.

Today the main activity is SCOOP Russia with grant programs in northwestern Russia – from Murmansk over St. Petersburg to Kaliningrad. From the Scandinavian side, the Swedish association for investigative Journalism, FGJ, has joined FUJ and IMS. On the Russian side, we cooperate closely with the Regional Press Institute in St. Petersburg.

The program is now in its second phase, funded by the Swedish developments agency SIDA with one million euro, and it will run until 2019. The small organization, setting out from a living room in Kyiv in 2003, has left quite a fingerprint.